Все как у людей. Словосочетания

«Ну и как тут разобраться? Виды связи слов в словосочетании. Родители от сети отлучили. Нет, ну их понять можно, кому приятно, когда в школу вызывают.

Мальчик учит уроки

  ©  Андрей склонился над учебником.
«Ну и как тут разобраться? Виды связи слов в словосочетании. Родители от сети отлучили. Нет, ну их понять можно, кому приятно, когда в школу вызывают. А я только начал осваивать режим хардкора в майнкрафте…»
– Словосочетание — это соединение двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества предмета, действия и др.)

«Те, кто эти правила выдумывает, сами их понимают? А мне сегодня Машка лайков наставила. А что, Машка классная, хотел ей смайлик отправить, а тут…»

– В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании…

Андрей закрыл глаза, пытаясь представить эти виды связей, но вместо правил почему-то вспоминалась ссылка на новый фильм, который он так и не успел посмотреть, новый смартфон друга, фото Машки.
– Эй, горемыка, никак не разберешься? – раздалось сверху.
На полочке над рабочим столом сидел, нет, сидело странное существо. Представьте квадратное туловище, напоминающее увесистый томик книги, куб, вместо головы, руки – карандаши и ножки – линейки. Представили? И вот этот странный субъект смешно хмурил бровки – галочки, размахивал своими карандашами и вообще вел себя довольно нервно.
– Ты кто? – мальчику казалось, что он очутился в какой-то новой игре.
– Все об играх думаешь? А знания? Учебный я, – гость легко спрыгнул на стол.
– Кто – кто? Учебный?
– Ну и молодежь пошла. Учебный. Бывают Домовые, бывают Лешие, а я Учебный.
– Домовых не бывает, а про Учебных в первый раз слышу.
– А кто же я, по-твоему? Я вот все про тебя знаю. Знаю, что неприятности у тебя, трудно тебе обучение дается.
– Тоже мне новость. Попробуй разобраться в этих связях.
– Да что пробовать-то? Все просто, – Учебный рассмеялся и даже в карандашики захлопал.
– Просто? Да я в играх легко на любой уровень выхожу, а эту грамоту освоить не могу.
– Представь, – голос гостя стал тихим, спокойным, – представь, что это не слова – люди.
– Люди? Живые люди?
– Да, да, живые люди. Люди встречаются, общаются, между ними устанавливаются отношения, связи. Чаще всего в отношениях кто-то главный, а другой – зависимый. Замечал?
– Замечал, – пробурчал мальчик. Ему совсем не хотелось думать о зависимых в отношениях, но почему-то вспоминалось, как подражал своему другу Сереге.
– Так вот, Первый вид связи – согласование, когда зависимое слово уподобляется главному. Главное меняется и зависимое меняется вместе с ним: захватывающая игра, красивая девочка.
– Это что-то вроде кто-то подписался к какой-то теме и подписал товарища?
– Не совсем, – тяжело вздохнул Учебный, – друг выучил правила, и приятель тоже освоил грамоту. Они стали грамотными, изменились оба. Понимаешь? Смотри: захватывающая игра, думать о…
– Захватывающей игре. Понял, изменились окончания.
– Да, оба слова склоняются и меняют форму.
– Красивая девочка. Пойти к…
– Красивой девочке.
– Второй вид – управление. Форму зависимому слову придает лексико-грамматическое значение главного слова.
– Все, я запутался. Что такое лексико-грамматическое значение?
– На самом деле тут объединены два понятия. Лексическое значение, если просто, это само значение слова. Например, учебник. Что такое учебник?
– Книга…
– Не просто книга, обучающая книга. А грамматически слово «учебник» относят к существительным, со всеми вытекающими.
– А что из учебника вытекает? – недоуменно спросил Андрей.
– Вытекает-то много, но беда, что не во все головы втекает, – Учебный так заразительно смеялся, что мальчик не выдержал, прыснул.
– Вытекает не из учебника, а из существительного с заданными характеристиками – род, число, падеж, а соответственно употребление с определенными предлогами. Ну и форма конечно, куда без нее – меняющаяся часть слова.
– Окончание!
– Правильно! Лексических значений очень много, сколько слов, столько и значений, а вот грамматические строго определены.
– Это что-то вроде родителей вообще и моих – Анастасии Львовны и Кирилла Петровича.
– Слушай, – гость перешел на доверительный шепот, – тебе когда-нибудь говорили, что ты гениальный ребенок? Нет? Зря. У тебя замечательные способности к языку. Управление очень похоже на отношения родителей и детей, как я сам до этого не додумался? Главные что-то требуют и требуют от зависимых.
«Любовь к близким, нести ранец»
– Я понял!
– И, наконец, третий вид связи или отношений. Примыкание. Тут совсем просто. Зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. То есть о связи слов говорит только интонация, значение. «Отлично учиться, правильно отвечать».
– Допустим, мальчику нравится девочка, а девочке мальчик. Они стараются делать вид, что безразличны друг другу, но окружающие все-равно замечают?
– Я тебе уже говорил, что ты способный? Говорил? Помни об этом!

Мальчик открыл глаза. Надо же, уснул. Учебный, слова как люди – приснится же.
«Посмотрим, что у нас тут в задании. Легкие облака, синее платье, новый автомобиль. Все ясно, надо просклонять: о легких облаках, о синем платье, о новом автомобиле. Все понятно, это согласование.

Читать книгу, решимость к действию. Главное-то как раскомандовалось, разумеется, управление.

«Медленно читать, долго сидеть». А эти слова делают вид, что не зависят друг от друга, друг друга не меняют, а связь угадывается по смыслу. Примыкание!»

Откуда-то сверху раздались тихие хлопки, будто кто-то стучал карандашиками.

5 1 голос
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии