Геометрия для малышей

Фантазируйте вместе с ребёнком. Из кружочков, квадратиков и треугольников можно собрать множество фигур

Обложка книги

©    К двум годам ребёнок обычно уже знает 3 геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).  К трём годам число фигур вырастает до 6-7, добавляются прямоугольник, овал, ромб, и иногда – трапеция.

Первое знакомство с формами происходит в раннем возрасте. Взрослые ненавязчиво стараются употреблять «геометрические» признаки предметов. Например – эта тарелка круглая, а это – квадратная. Стол круглый, подушка квардратная и т.д. Хорошо, если есть предметы различной формы, например те же подушки  или тарелки. Тогда ребёнку легче объяснить разницу между круглым и квадратным.

В 1,5 – 2 года нам потребуется уже дидактический материал. Вырезаем из цветного картона несколько разноцветных кружочков, треугольников и квадратиков. Хорошо, если они будут разных размеров.  Разложите перед малышом все фигуры. Предложите ему собрать все кружочки, потом все треугольники и квадраты. Хорошо изготовить пенал для геометрических фигур. Для этого можно склеить 3 коробки (можно спичечные) и наклеить на каждую геометрическую фигуру. После занятий понуждайте ребёнка раскладывать фигуры в свои домики. Можно нарисовать домик или собрать его из вырезанных фигур, например такой:

Кружки, квадраты, треугольники

Фантазируйте вместе с ребёнком. Из кружочков, квадратиков и треугольников можно собрать множество фигур.

Домик, паровоз 

Предложите малышу дорисовать картинку. Пусть круг превратиться в шарик, а треугольник в вазу для цветов.

Можно лепить геометрические фигуры из пластилина, одновременно развивая мелкую моторику. Полезно поиграть в простые головоломки. Разрежьте круг, квадрат, треугольник на 2-3 части. Пусть ребёнок соберёт фигуру.

Чаще включайте геометрический материал в обучение счёту. С первого этапа, изучая понятия «один – много» можно пользоваться приготовленными геометрическими фигурами.

Наше солнышко в окне –

Золотой круг в вышине.

Круглый мячик здесь лежит,

В ручки к вам он поспешит.

Треугольник – три угла,

Посмотрите детвора:

Три вершины очень острых –

Треугольник – «остроносый».

 

Стороны в нем тоже три:

Раз, два, три – ты посмотри.

Треугольник мы рисуем,

Красным цветом заштрихуем.

 

Познакомьтесь, вот квадрат!

Он знакомству очень рад!

В нём угла уже четыре,

Нет его ровнее в мире:

 

Стороны четыре в нём,

Две скрепляются углом.

Круг в нем может разместиться,

В куб он сможет превратиться.

После того, как ребёнок хорошо усвоит три основные фигуры, можно добавлять следующие: прямоугольник, ромб, овал, трапецию. Главное, не торопиться. Полезно сравнивать сходные фигуры – круг – овал, ромб – квадрат, прямоугольник – квадрат.

Хорошо изготовить проволочные пособия, на которых легко наглядно показать, как из круга получается овал: Я кружок руками сжал, получился вдруг овал. Ромб легко изготовить сложив два треугольника:

 Ромб – фигура непростая,

Две в себе объединяет:

Треугольник раз и два –

Фигура стала вдруг одна.

Теперь, когда фигур в арсенале малыша стало больше, количество игр тоже увеличилось. Можно предложить ребёнку поиграть в лото. На карточках в произвольном порядке нарисовать геометрические фигуры. Юному математику предлагают разложить вырезанные фигуры на изображения. Задание можно усложнить. Например, сказать, что все фигуры должны быть красными или оговаривать цвет каждой фигуры.

Старайтесь как можно больше рисовать с малышом, используя фигуры. Например, из нескольких прямоугольников рисуем поезд, в небе жёлтый круг – солнце, а деревья – зелёные треугольники.  Сложите из разных по размеру треугольников ёлку и украсьте её разноцветными шарами – кругами.

Головоломки усложняются. Хорошо приобрести специальные геометрические пазлы для детей. Можно начать занятия оригами.

Научите ребёнка выкладывать фигуры счётными палочками.  Такой игрой легко можно превратить квадрат в ром или прямоугольник в квадрат. Особое место отводится созданию комбинированных фигур с общей стороной. Например, предложите  из 5 палочек составить одновременно квадрат и 2 треугольника, а из 10 сделать 2 квадрата большой и маленький (маленький размещается внутри большого 2 палочками).

Одним из требований для поступления в школу являются элементарные измерительные навыки.  Поиграйте в измерение. Можно взять как эталон палочку и померить, скажем, длину стола. Полезно измерять разными эталонами одни и те же предметы, чтобы подвести ребёнка к осознанию важности единых мер. Посмотрите мультфильм «38 попугаев» и обсудите его с малышом.

0 0 голос
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии