Дорога в школу

Дорога от дома до школы вовсе не обязательный и тягостный утренний променад

Идем в школу

©   Знаете ли вы, что не только удавов можно измерять попугаями, но и слова, скажем, шагами, хлопками, прыжками? Дорога от дома до школы вовсе не обязательный и тягостный утренний променад, а самое настоящее путешествие по составленной карте? Сколько времени для регулярных занятий, для развивающих игр! Каждый день 30 – 40 минут на легкое, непринужденное обучение.

Развиваем фонематический слух.
«Угадай слово». Произносим слово позвучно, отрывисто, не сливая – ш,к,о,л,а. Произносим именно позвучно, т.е. как слышим. «й,а,б,л,а,н*,а», «д,у,п». Одно слово отгадывает ребенок, другое – вы. Развиваем и анализ, и синтез, для ребенка важно как «собирание» слова, так и его «дробление».

«Считаем слоги, слова, предложения». Слово можно измерить шагами. К примеру,  слово «школа» это всего лишь два шажочка, «нос»- совсем короткий, а «упражнение» заставит вас шагнуть целых пять раз! Нет, можно, разумеется, хлопать или прыгать, но так можно и опоздать в школу.

Можно считать слова в предложении, а можно и сами предложения в тексте, например, в известной сказке? Как вы думаете, сколько раз вам придется загибать пальцы, «просчитывая» «Репку»? А «Теремок»? Попробуйте найти самую «длинную» русскую народную сказку.

Игра «В слова» – вариант всем знакомых «городов». Усложняем, предлагая подобрать слово, начинающееся на заданный слог. Коро – ВА, ВА – рень – Е, Е – Ли и т.д. Довольно сложная игра даже для взрослых.

«Ищем звук». Произносим слова, предлагая ребенку хлопком (подмигиванием, подпрыгиванием) определить определенный звук.

Готовим к изучению частей речи.

Существительное.
Игра «Кто найдет больше предметов». Поочередно называем предметы, которые видим: дверь, тротуар, дерево, куст, клумба, автомобиль,  дом, дорога, девочка, куртка и т.д.

Усложняем задание. Можно называть только одушевленные предметы, неодушевленные. Предметы, мужского рода (определяем местоимением «он»), женского («она»), среднего («оно»).

Один – много: книга – книги, дорога – дороги и т.д.

Прилагательное.

Обращаем внимание ребенка, что предметы бывают разные. К примеру, куртки – розовые, синие, черные, легкие, теплые и т.д.  Все эти слова признаки определенного предмета, слова, помогающие нам понять, о какой именно куртке, машине, книге идет речь. Оперируем понятием «признак предмета».

Игра «подбери признак к ….»

«Сыщики». Найди предмет по признакам. Например: «голубое, безоблачное», «красная, теплая» и т.д.

К каким предметам подходят такие признаки: «скользкий, холодный, серый» и т.д.

Глагол.

Предметы – не бездельники, все они что-то делают. Для обозначения действий есть особые слова. Предметы растут, бегут, стоят, лежат, зеленеют, говорят и т.д.

«Подбираем действие к предмету». Дерево – «растет, зеленеет, осыпается, шумит». Вася – «бежит, смеется, играет».

Собираем предложение. Придумываем предмет, подбираем к нему признак и действие.

Дорога до школы может быть путешествием в волшебные сказки. Оглянитесь, разве вы не заметили, что дерево, растущее на обочине не совсем обычное дерево, а самое настоящее сказочное? Видите, какие корни, это вход в пещеру, в которой живут маленькие гномы. По ночам они выходят из своей пещеры и  раскрашивают листочки желтым цветом. Обратите внимание, сегодня на дереве намного больше золота. Это гномики постарались. 

Настоящее путешествие должно проходить по карте! Рисуем топографическую карту. Сначала запоминаем основной маршрут и зарисовываем все, что успели запомнить (2 ГИС вам в помощь!).
А вот дальше, дальше начинается самое интересное. Берем совсем маленький участок и увеличиваем. Сначала двор – детская площадка, парковка, тротуары, газоны и т.д. Пересчитываем деревья, кусты (заодно и определяем породу), замечаем все заборчики, ограждения, гаражи, сарайчики. Дома мы составляем карту двора. Осталось измерить длину тротуара, к примеру. Оказывается, в шагах ребенка двор заметно больше, а самый маленький двор получается шагами папы. Если тема заинтересовала будущего географа, можно продолжить и составить карту всего маршрута.  В дальнейшем, используя эту карту, можно поиграть в инженера: проложить трубы из пункта А в пункт Б с определенными условиями. Нельзя, к примеру, пересекать детские площадки и газоны. Труба должна быть проложена самым коротким маршрутом. Разумеется, стоит учитывать все постройки на ее пути.

Ваш ребенок освоил измерения и хорошо ориентируется в числах? Готовим небольшую линейку, палочку, длиной в 10 см. Измеряем небольшие предметы – высоту вазона для цветов, участок заборчика, длину скамейки. Считаем, сколько наших шаблонов уместилось, и определяем длину присчитыванием. Раз – 10, два 10 (двадцать), три – десять (тридцать) и т.д. Меняем шаблон, на, скажем, 5-см. Оформляем в практические задания: какой длины  потребуется доска для скамейки?

Можно присчитыванием посчитать количество квартир в доме. На каждом этаже по 4 квартиры. Всего в доме 9 этажей и 3 подъезда. Считаем сначала количество квартир в каждом подъезде: раз – 4, два – 8, три – 12… Получаем 36 квартир в подъезде. Дальше присчитывание по 36 (для тех, кто освоил сложение двузначных).

Чуточку креатива и вы убедитесь, что даже самое скучное занятие можно сделать необычайно увлекательным и полезным. Помните, не бывает плохих учеников, есть бесталанные учителя.

5 2 голоса
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии