Путешествие в царство Лингвистики 3

Старый домовой внимательно слушал, не перебивая, лишь изредка завистливо покачивал головой

Принцесса на лугу

©

«Ж-Ж-Ж», – внезапно раздалось над самой головой.
– Бежим быстрее, это пчелы, они пребольно жалят, я помню, – Филимошка потянул Сашу за рукав.
– Никуда бежать не надо, это вовсе не пчелы, вы просто услышали мысли, – Фонетика присела на лужок вместе с гостями.

– Как это мысли? Мысли не умеют говорить, они живут в голове и их невозможно услышать, – домовенок снисходительно посмотрел на Фонетику.
– Почему же нельзя? Вы же в волшебном дворце, здесь многое можно. И не только услышать, но и увидеть. А давайте, поиграем? Вы сможете сами убедиться. Ну что, посмотрим, о чем Саша думает?

Фонетика хлопнула в ладоши, и … перед приятелями возник огромный пустой бассейн.
– Это я, наверное, подумал, – сказал Саша, – я очень хочу записаться на плавание, но бабушка говорит, что бассейн далеко от нашего дома.
– А почему он пустой? – проговорил Филимошка, присев на бортик. В тот же миг вода стала заполнять огромную чашу. Неожиданно Саша оказался в самой середине. Он выныривал и опять погружался под воду.
– Спа…То… – кричал мальчик.
– Он не умеет плавать, он не умеет плавать, – домовенок беспокойно бегал по краю.
– Подумай, что умеет, просто подумай.
Филимошка зажмурился, его губы зашевелились, а когда открыл глаза, Саша стоял рядом.

– Поосторожнее с мыслями-то, – ворчал он, – не вздумай думать о волке! Только о волке не думай!
Саша даже голову обхватил руками, но ничего не вышло. По тропинке навстречу нашей троице бежал самый настоящий волк. Хорошо еще, что перед самым путешествием мальчик прочел книжку о добром волке, друге Ивана-Царевича. Приближающийся явно был из той сказки. Он весело помахал хвостом, приветствуя наших героев, а затем скрылся в небольшой рощице.
– Ух, ну и мысли у тебя, – выдохнул домовенок.

– Опасно с вами играть, – улыбнулась принцесса, – но мысли у Саши – самые обычные. Сначала он увидел образ, который сразу же и возник. Образ это незаконченная мысль, только часть ее. У этого образа есть имя.
– Совсем как у нас?
– Да, как у вас. Имя образа – СЛОВО. Потом у Филимошки возник другой образ, отличительный признак этого бассейна –  ПУСТОЙ. Пустой бассейн. И он произнес: «Почему он пустой?». А это уже предложение, оформленная мысль. 
– Я понял. Это как игра в кубики, из разных слов, как из кубиков, составляется предложение – башня.
– Я тоже хочу оживлять образы и мысли, – домовенок даже приплясывал от нетерпения.
– Хорошо, теперь ты попробуй, – разрешила Фонетика.

В тот же миг лужайку накрыла тьма. Деревья, цветы, небо, все будто под черным занавесом оказалось.
– Мне страшно, – прошептал Саша, – мы где?
– Ничего страшного. Я вам загадку загадаю, – голос Филимона стал таинственным.
«Тук – тук – тук», – раздалось очень тихо.  В тот же миг другой голос стал подпевать: «у – у – у – у». От этой песни становилось так грустно, так тоскливо, что мальчик захныкал. А Филимошка будто не замечал. Он включал и включал новые звуки. «Шур-шур, скрип – скрип», – раздавалось со всех сторон. Наконец, принцесса хлопнула в ладоши, и мир опять стал светлым.

– Разгадали? – глазки домовенка так и сверкали хитринкой.
– Мне страшно было, – честно признался мальчик, – стемнело.
– Правильно, так ночь же.
– Потом кто-то стучал, выл, шуршал и скрипел.
– Стучала ветка в окошко, выла вьюга, шуршали мыши, а скрипела кровать под моей хозяйкой. Это я дом свой вспомнил в деревеньке. Эх, хорошее времечко было.
 – А теперь я загадаю, – Фонетике игра понравилась.
Лужайка приобрела какой-то сказочный, розовый оттенок.
– Ой, розовое, – мальчик даже замер.
А мир, между тем, продолжал менять краски – розовый, красный, зеленый, синий. Наши герои смотрели как зачарованные на превращения до тех пор, пока все не стало привычным, многоцветным.

– Ой, колючий, – домовенок поершился. Мальчик тоже почувствовал прикосновение колкого неведомого. Ощущения от прикосновения менялись, стали холодными, потом  теплыми, уютно-пушистыми.
– Какие же разные образы удалось нам показать. Давайте вспомним, – обратилась принцесса к своим гостям.
– Сначала были бассейн и волк, их Саша придумал, – первым ответил Филимошка.
– Бассейн и волк, слова-образы, обозначающие предмет.
– И волк – предмет? – недоверчиво протянул мальчик.
– Да, все слова – предметы отвечают на вопросы: кто и что. Есть одушевленные предметы: волк, Филимон, ты, Саша, я, моя мама – царица Лингвистика.
– Я понял, все живое. Оно отвечает на вопрос «кто», – догадался домовенок.
– И все остальные предметы. Они на вопрос «что» отвечают, – не отставал Саша.

– Есть образы действия. Их нам Филимон показал: стучит, шуршит, скрипит, воет. Попробуйте подобрать вопрос к этим словам.
– Что делает? – робко протянул мальчик.
– Какие способные гости у меня сегодня, – Фонетика не сдерживала радости. Она пританцовывала, весело хлопала в ладоши.
– А как же быть с вашими образами? Это тоже слова? Это розовое, красное, синее.
– И еще колючее, холодное, теплое, пушистое, – напомнил Филимошка.
– Да, это тоже образы, они связаны с предметами и отвечают на вопросы: «какой», «какая», «какое», «какие».
– Я понял. Это слова, которые объясняют, чем один предмет от другого отличается, – Саша задумчиво смотрел на Фонетику, – я прав?
– Да, ты очень верно заметил. Поэтому и считается, что они отображают ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

– А я игру придумал, – домовенок не желал отставать, называется «КАКИЕ». Я загадаю слово – предмет, а вы будете называть его признаки. Сыграем?
– С удовольствием, – хором ответили Фонетика и мальчик.
– Небо!
– Голубое, солнечное, – мальчик явно торопился обогнать соперницу.
– Хмурое, дождливое.
– Серое, холодное.
– А небо холодное? – усомнился домовенок.
– Мне почему-то кажется, что холодное, – неуверенно произнес Саша.
– Тогда засчитывается.
– Далекое.
– Высокое, – не отставал ребенок.
– Грозное.
– Красивое!
– Будем считать, что Саша выиграл, – улыбнулась Фонетика, – а теперь давайте поиграем в мою игру. Мысли – предложения. Я придумаю слово – предмет, а вы подходящий к нему признак и действие. Все понятно? САША.
– Что Саша? – не понял мальчик.
– Слово-предмет «Саша».
– Умный, – протянул домовенок.
– А я не могу о себе придумывать, – смутился мальчик.
– Учится, – добавила принцесса.
– «Умный Саша учится». Здорово! А теперь про меня. Филимон, – произнес домовенок значительно, даже на пенек забрался, чтобы казаться выше.
– Скромный, – пошутила Фонетика.
– Хвалится, – рассмеялся Саша, – Скромный Филимон хвалится.
– Не играю я с вами. Да и вообще домой пора, Панкрат заждался, наверное.
– Ой, мы и правда, загостились. Бабушка переживать будет. У вас здесь так интересно.
– Буду ждать вас, еще так много можно показать, – Фонетика открепила один из колокольчиков со своего платья, – это подарок. Возьмите. Это не простой колокольчик, волшебный. Стоит прозвенеть три раза, в тот же миг окажетесь в нашем царстве. Прощайте.
– Прощайте, – Саша тайком смахнул слезинку, а домовенок уже доставал волшебный клубочек.

Вечером за чаем с бубликами Филимошка рассказывал Платону о путешествии. Старый домовой внимательно слушал, не перебивая, лишь изредка завистливо покачивал головой.

0 0 голос
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии