Развитие речи на втором году жизни ребенка

Новые виды деятельности требуют и новой информации.

Любопытный малыш

©    Фрагмент книги “Гениальный дошкольник. Азбука для родителей”

Вот вы и отпраздновали первый день рождения малыша. Ребёнок заметно вырос, стал активным. Любознательность толкает его на изучение вещей, которые стали, наконец, доступными. Это время, когда от взрослых требуется особое внимание и не меньшее терпение. Оградив малыша от опасных предметов, не стоит постоянно одёргивать и прикрикивать за естественное желание все потрогать, попробовать на вкус. Новые виды деятельности требуют и новой информации.

В речи малышей, по-прежнему присутствуют лепетные слова и его собственные творческие словоформы. Часто ребёнок объединяет несколько понятий под одним словом. Моя дочка называла прогулку, улицу, любое движение «Пруа». Для меня до сих пор загадка, что подвигло её на такое обозначение. Возможно игра с бабушкой в лошадку?

ПОДСКАЗКИ: К полутора годам дети понимают значение многих слов и выполняют несложные поручения, например, показать картинку с изображением знакомого предмета, показать части тела. В этом возрасте у ребёнка словарный запас составляет около 40 слов. К двум годам он расширяется до 300. Это слова, которыми ребёнок свободно оперирует. На втором году жизни появляются простые предложения, состоящие из 2;3 слов. Предложения должны быть согласованы. Например, «Мишка сидит».

Именно второй год моей дочки стал для меня главным экзаменом мамы. Уже в год словарный запас достиг 10 слов, но на этом процесс остановился. Она продолжала оперировать словами-обозначениями, активно включая мимику и жесты, при этом не спешила добавлять в свой лексикон новые слова. К двум годам стало очевидно, что ребёнок значительно отстаёт от своих сверстников. Позже я узнала, что у этой проблемы было медицинское решение. Но тогда, будучи совсем неопытной мамой, я не знала, где искать ответ. Я перечитала множество книг по педагогике и психологии, пока не поняла простую истину. Если хочешь чему-то научить ребёнка, попробуй взглянуть на проблему его глазами.

Попробуем взглянуть глазами моей 2-летней дочки. Она довольно активна и её познавательный интерес требует речевого сопровождения. Это очевидно, достаточно посмотреть на отчаянные жесты и мимику, заметить раздражение, когда взрослые не понимают, что она хочет сказать. Она сгруппировала множество понятий, объединив их одним словом-обозначением. Различное толкование, на её взгляд, вносят все те же жесты. Малышка хорошо понимает, что я ей говорю, но не торопится воспроизвести мою речь. А это значит, что воспроизведение затруднено. Этому могут быть несколько причин. От физиологических особенностей речевого и аппарата до моей невнятной речи. В случае с моей дочкой оказалось, что проблемы была в плохом запоминании слов. Если представить, что я попала в страну, где все говорят на незнакомом мне языке, где всего несколько слов мне кажутся знакомыми, значит ли это, что я могу повторить эти слова? При каких условиях они войдут в мой лексикон? Я должна чётко разобрать их произношение и запомнить. И все. Как мы знаем, что лучший способ запоминать — многократно повторить.

Теперь смоделируем ситуацию с ребёнком. Он ежедневно слышит множество новых слов, не всегда понимая значение. Есть ли у него уверенность в том, что он слышит их правильно и может их воспроизвести? Возможно, родителям стоит подумать над неким фильтром собственной речи, который позволит малышу запомнить основные определения? Эта простая мысль натолкнула меня на специально организованные занятия с дочкой. Я решила, что вводить какие-то новые слова надо постепенно. Мы проведём неделю «одежды», неделю «игрушек», неделю «продуктов» и т. д. Порывшись в пособиях для воспитателей и подключив собственную фантазию, я принялась за дело. Всю неделю я играла, рассказывала своей дочке об одежде. При этом, я выбрала всего несколько слов: платье, майка, колготки, пальто, шапка. Я старалась весь день чётко произносить эти слова в контексте всевозможных занятий. Уже через пару дней, я почувствовала, что можно добавить и обувь. Изменения были заметны. Дочка не торопилась повторять эти слова за мной, но я видела по быстрой реакции, что определения она запомнила хорошо.

Следующая неделя стала фруктово-овощной. Я не забывала довольно часто повторять слова первой недели. Затем наступила неделя игрушек. Внезапно наши занятия пришлось прервать, я попала в больницу, с малышкой осталась бабушка. Когда я забирала ее через две недели, то думала, что придётся начинать все сначала, но моя девочка приготовила мне сюрприз. Мы ехали в переполненном вагоне пригородного поезда. Дочка устала сидеть на месте и порывалась пройтись по вагону. Я несколько раз сделала ей замечание, пыталась отвлечь играми, но тщетно. В отчаянье, я прикрикнула: «Да слышишь ты меня?» Она подняла на меня свои васильковые глаза и довольно спокойно произнесла: «Да слышу я, слышу». После всех её «Пруа, дай, га-га, мяу» это была первая сложная фраза, да ещё и выстроенная не совсем обычным способом. А сколько достоинства при её произнесении! Весь остаток пути я выслушивала непрекращающийся словесный поток ее речи.

Решая любую проблему, не стоит забывать о двух основных вопросах.

Что? Надо попытаться понять, что мешает речевому развитию вашего ребёнка. Возможно, у него есть какие-либо отклонения в речевом и слуховом аппарате, возможно, в силу каких-либо физиологических причин ему сложно вычленить, воспроизвести и запомнить новое слово? Попробуйте взглянуть на проблему глазами малыша. Помогите ему вычленить из вашего речевого потока определённые опорные слова — обозначения, услышать их и запомнить.

Как? Это, пожалуй, самый трудный вопрос. В первую очередь надо определиться с группой слов, с которой будете работать. Это должны быть слова из окружения ребёнка — простые и понятные. Не надо пытаться научить малыша всему и сразу. Подбираем различные игры по теме. Не забываем, что обобщение ещё не доступно ребёнку, поэтому тематическое объединение — только для родителей, а малыш просто запоминает новые слова. Помним, что основной вид деятельности нашего ребёнка — игровой, и именно с помощью игры мы обучаем и развиваем малыша.

 Планируем как можно больше разных упражнений, в которых выбранное слово будет обыгрываться в различных контекстах. Это поможет ребёнку чётко осознать значение слова, и запомнить его произношение. Объекты, за которыми малыш следит, хорошо запоминаются. Перед прогулкой настройте ребёнка на наблюдение: «Мы пойдём с тобой гулять и увидим собачку». Следим за тем, чтобы игра приносила радость. Только благоприятный эмоциональный настрой сделает обучение успешным.

 Не забываем о секретах доверительного контакта. Стараемся как можно чаще играть в одной плоскости с ребёнком, присаживаемся на корточки, играем на полу. Помним, что контакт глаза в глаза сигналит малышу: «я — такая же как ты, доверяй мне, не бойся».

Не забываем, что главное в нашем общении — стимуляция речи ребёнка. А это значит, что наши занятия это постоянный диалог.

Подборка активных игр на развитие речи.
Неделя одежды.

Игра «Одень куклу».

Можно предложить малышу одеть куклу с обязательным проговариванием действий. «Давай оденем куклу Машу. Наденем на неё платье. Посмотри, какое красивое платье у Маши. Платье розовое, пышное. Маша пойдёт гулять в красивом платье». Обратите внимание слово «платье» повторяется многократно с различными признаками.

Очень полезно провести эту игру с бумажной куклой. Для этого достаточно вырезать из картона бумажную куклу и нарисовать несколько различных предметов одежды. Эта игра легко встраивает изучаемое слово в различный контекст, расширяя представление о понятии различными признаками. Действительно, весьма несложно нарисовать и длинное платье, и короткое, различных цветов, платье с кармашками и без, с пуговками и т. д. Такую игру можно усложнить, предложив малышу надеть розовое, длинное, с рукавами и т. д.

Игра «Нарисуй платье».

 Малыши в возрасте 2 лет ещё не умеют рисовать определённые предметы. Поэтому мама заранее рисует платье и предлагает ребенку его раскрасить. При этом необходимо проговаривать все действия ребёнка. «Оля рисует красивое платье. Она взяла карандаш и будет раскрашивать платье. Какое платье получилось у Оли? Оля нарисовала зелёное платье. Платье очень красивое».

Игра «Найди платье».

 Мама прячет платье в комнате и предлагает малышу его найти. Помним, что слово «платье» постоянно звучит и в этой игре. «Где же моё платье? Помоги мне его найти. На стуле платья нет. На столе платья нет. Под подушкой платья тоже нет. Где же моё платье? Ах, вот оно. Я убрала платье в шкаф».

Игры-имитации.

Жёлтые сапожки.

 Представь, что у тебя есть красивые жёлтые сапожки. Давай обуем сапожки! (покажите, как можно имитировать движения обувания сапог) — Надел сапожки — ну-ка потопай! А теперь слушай внимательно и повторяй за мной движения:

 Бежали по дорожке Жёлтые сапожки.
Жёлтые сапожки У малышей на ножках(лёгкий бег).
Устали наши ножки,
Бежали по дорожке.
Погладим наши ножки (лёгкие поглаживания ног ладонями).
И отдохнём немножко (спокойно лечь на спину и отдохнуть).

П. Волков
На рубашке у Петра
Утром вылезла дыра.
Может, кто-нибудь другой
И надел её с дырой.
Но не Петя.
Он опрятен
И не терпит дыр и пятен.
Взял иголку: «Где ты там?»
И зашил без мамы — сам!

О. Григорьев
Я сам себя в пальто одел
И рукавом свой нос задел.
Решил пальто я наказать
И без пальто пошёл гулять.

В. Гвоздев
От моей малышки-дочки
Где-то спрятались носочки.
Мы их целый час искали,
А они в шкафу лежали.
Там где надо — там и были,
Просто мы про них забыли.

Е. Долгих
К нам пришла недавно Таня
В садик в жёлтом сарафане.
Сарафан с кармашками,
С белыми ромашками!

Д. Сиротин
То ли зайцы, то ли кошки на футболке у Алёшки.
Очень странные фигурки… пусть зовутся… КУКУЖМУРКИ!

М. Дружинина -Ёжик, надевай сапожки,
А не то замёрзнут ножки.
-Я свернусь вот так в клубок
И согреюсь без сапог!

М. Старчевская
Растерялся сапожок,
Оторвался ремешок,
Зацепился по дороге
За упрямый корешок.
У второго сапожка
От неловкого шажка
Две царапины на коже
От носка до каблучка.
Сапоги в футбол гоняют,
Сапоги в лесу играют…
Как они не понимают,
Что за них МЕНЯ ругают!

С. Лосева
Рукавички, рукавички,
Вы как будто две синички.
На ладони Ване сели,
Их теплом своим согрели.
А потом вдруг полетели-
Улететь от нас хотели.
Рукавички с ручек сняли,
По кармашкам их убрали.
Пусть погреются синички-
Чудо птички — рукавички.

У каждой приличной, воспитанной мышки
Должна быть нора и должны быть штанишки.
В штанишках мышонку тепло и приятно,
В штанишках он выглядит славно, опрятно.
Скажите, Вы мышку бы в гости позвали?
В штанишках? О, да! Без штанишек — едва ли!

Е. Гвозденко
Ботинки
Почему же у Иринки
Перессорились ботинки?
Отвернулись друг от друга.
Стало ножкам туго-туго.
И не хочется гулять,
И шнурков не завязать.
Улыбается Иринка:
-Что за глупые ботинки!
Перепутали вы ножки,
И не манят вас дорожки.

Спать пора
 Вот и солнышко садится,
Значит надо спать ложиться.
Не зову на помощь маму,
Одеваю сам пижаму.

Платье Что за платье у Настюши!
Всюду банты, ленты, рюши!
Вот так чудо, очень мило.
— Мне его сестричка сшила.

Ванечка
Как наш вырос Ванечка!
Сам одел он маечку,
Сам одел он брюки,
сам помыл он руки.

Неделя животных.

Игры-подражания на тему животных.

Игры подражания направлены на развитие понимания речи взрослых. Их хорошо использовать в «тематические недели».
Котята.
Предложите ребёнку поиграть в котят. Комментируйте свои действия словами: — Сейчас мы превратимся в котят. Делай, как я.

Мяу-мяу, умываюсь, (движения умывания)
Всем на свете улыбаюсь! (улыбнитесь)

Мишка косолапый
— Давай поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а ты повторяй за мной движения!

Мишка косолапый по лесу идёт (ходьба вперевалку).
Шишки собирает, песенку поёт (делаем движения, словно подбираем с земли шишки). Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб (легонько ударяем ладошкой по лбу).
Мишка рассердился и ногою — топ (делаем сердитое выражение лица и топаем ногой).

Заиньки
По лесной лужайке
Разбежались зайки (лёгкий бег)
Вот какие зайки, Зайки-побегайки (поднимаем ладошки к голове — показываем «ушки»).
Сели зайчики в кружок, (присели).
 Роют лапкой корешок (движение рукой).
 Вот какие зайки, Зайки-побегайки (поднимаем ладошки к голове — показываем «ушки»).

Уточка.
Идёт утка по дорожке: (поднять согнутые в локтях руки, прямые пальцы собраны в щепоть) «Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» (открываем и закрываем «клювик» — раздвигаем и сдвигаем пальцы, при этом большой палец противопоставлен остальным). На ней красные сапожки: (прямые пальцы собраны в щепоть) «Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» (открываем и закрываем «клювик»). Утка по воде плывёт, ловко лапками гребёт! (поочерёдные взмахи прямыми кистями рук вперёд-назад).

Угадай, кто я такой!
 — Сейчас я буду изображать животное. Угадай, кто я такой! Конечно, я — косолапый медведь! Давайте походим вперевалочку, как мишка, — вот так! Родитель вместе с ребёнком ходит вперевалку, расставив руки в стороны. Подобным образом изображаются движения следующих животных и птиц: Лиса — плавная неторопливая ходьба, поочерёдно выставляем вперёд руки — «лапы». Заяц — приставляем к груди согнутые в локтях руки-«лапки», прыгаем на обеих ногах. Птичка — бег по комнате с одновременными взмахами прямыми руками — «крыльями». Лягушка — приседаем, прыжки вперёд, выпрямляя и снова сгибая в коленях ноги. Лошадка — бег с поочерёдным выбрасыванием правой/левой ноги вперёд.

Неделя растений.
Цветки
 — Представь, что это полянка. А на полянке растут красивые цветы. Давай, мы будем цветками. Слушай и повторяй за мной!
Наши красные цветки (согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком)
Распускают лепестки (пальцы расставляем в стороны).
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет (шевелим пальчиками).
Наши красные цветки
Закрывают лепестки (снова соединяем пальчики в «бутон»),
Головками качают, (качаем из стороны в сторону соединёнными вместе кистями рук)
И тихо засыпают (соединённые кисти рук подкладываем под голову).

Деревце.
 Сейчас мы с тобой превратимся в деревья. Слушай и повторяй за мной!
Дует ветер нам в лицо, (машем кистями рук, обмахивая лицо).
Закачалось деревцо (всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону).
Ветерок всё тише, тише, (качаемся медленнее, затем останавливаемся).
Деревце всё выше, выше! (поднимаем руки, тянемся вверх).

Подготовьте к занятиям тематические картинки, которые рассмотрите с малышом. На прогулке обращайте внимание ребёнка на предметы, которые изучаете. Лучше всего речь развивается в деятельности. Не забывайте о логопедических упражнениях. Пусть ваш малыш облизывает ложки, губы, играйте в «Качели» язычком, гудите как паровоз. Пусть ребёнок сдувает пёрышки, листочки бумаги, дует на бумажный кораблик в воде. Хорошо изготовить простое дидактическое пособие. На палочку крепим нитки, на которые приклеены бумажные облака (кораблики, самолётики и т. д.). Ребёнку очень нравится «раздувать облачка».

Подводим итоги:
— К концу второго года словарный запас вашего малыша должен составлять 200;300 слов.
— Ребёнок строит двух, трёхсложные предложения.
— Использует в речи существительные в разных падежах.
— Выражает свои просьбы словами, а не только жестами.
— Согласует предмет и действие.

5 1 голос
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии