
©
Третий год
Третий год жизни вашего ребёнка – это время активного речевого развития. Его словарь может вырасти до 5 раз! Речь становится фразовой. В предложения приходят прилагательные, местоимения и наречия. Теперь ваш малыш нуждается ещё в большем общении с взрослыми. Психологи считают третий год жизни – год перехода на другой этап развития. После трёх лет ребёнок становится младшим дошкольником. Лепетные слова остаются в прошлом. Малышу и самому очень тесно в своём лексическом коридоре, и он активно его расширяет. Приготовьтесь к ответам на многочисленные вопросы. Разъяснения используют опыт ребёнка. Хорошо, если ответ можно проиллюстрировать картинкой. Фразы взрослых должны быть простыми и информативными. Необходимо продолжать комментировать действия малыша. «Куда ты забрался? Ты забрался на горку? Ты сам забрался на горку? Теперь ты съедешь с горки?»
Дети этого возраста начинают обращать внимание на качественные характеристики предмета (большой – маленький, мягкий — твёрдый, красный — синий). Развитию качественных представлений нужно уделять особое внимание.
Игра «Большой или маленький»
При формировании понятий «большой» и «маленький» полезно научить детей использовать выразительные жесты. При этом жест всегда сопровождается словом, его обозначающим.
Покажите ребёнку большой и маленький мячики.
– Посмотри, вот мячик, и вот тоже мячик. Мячики одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой! (родитель делает соответствующий жест), а этот мячик маленький (соответствующий жест). Какой этот мячик – покажите (взрослый побуждает детей сделать жест). Правильно маленький. А этот мячик какой? Покажите! Большой мяч.
В речевом сопровождении игры взрослый выделяет интонационно произнесение слов «большой» и «маленький». Эту игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.
Игра «Назови больше»
Ребёнку предлагают назвать предмет больше предмета взрослого. Например: стул-стол, мышка- собака.
Игра «Много – мало»
Положите перед ребёнком картинки с изображением предметов или разложите одинаковые игрушки на 2 группы.
— Покажи где мячик? Правильно, мячик и на этой картинке и на другой. Где мячиков много? А где мало?
Игра «Что бывает? Какое бывает?»
Начните игру со слов: жидким бывает… Ребёнок должен продолжить фразу(вода, молоко, сок…) Если он затрудняется, то помогите ему.
Эту игру можно построить подбирая признаки к предмету. Например, какие бывают мячики?
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твёрдое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее?
Игра «Что? Где?»
Сначала надо отправиться на экскурсию по дому. Изучить нахождение предметов, обязательно проговаривая. Например, что у нас на кухне? У нас на кухне плита, стол, стул и т.д.
Затем ребёнку задают вопрос: Где у нас плита? Правильно. Плита у нас на кухне. Где у нас шкаф? Правильно, шкаф в комнате.
После такой экскурсии полезно разгадать загадки:
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живёт. (Холодильник)
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
Среди ложек я полковник.
И зовут меня… (Половник)
Под крышей — четыре ножки,
Над крышей — суп да ложки. (Стол)
Жёсткая, дырявая,
Колючая, корявая.
Что ей на спину положат,
Все она тотчас изгложет. (Тёрка)
Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
— Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)
Игра «Кто что делает»
Для активного ввода в речь ребёнка глаголов, полезно проводить игру «Кто что делает»
Для этого нужны картинки с изображением людей или сказочных персонажей, которые чем-либо заняты.
— Что делает мишка? (Собирает шишки) Что делают дети? (Лепят снежную бабу).
Игра «Выполняй команду»
Ребёнку предлагают выполнить команду взрослого. Начали! Иди! Стой! Подними руки вверх! Опусти руки! Садись! Встань! Прыгай! Беги! Похлопай! Потопай! Поставь руки на пояс! И т. д. Можно поменяться местами. Теперь ребёнок отдаёт команды, а взрослый их выполняет. Усложнить игру можно увеличением темпа.
В этом возрасте уделяется большое внимание занятиям с картинками. Теперь ребёнок способен не только назвать предмет, изображённый на картине, но и выделить признаки, действия. А это значит, составить небольшой рассказ.
Приведу пример работы с картинкой, на которой изображена кошка, играющая с клубком.
— Кто изображён на картинке? Какого цвета шёрстка у кошки? Что она делает? Какого цвета клубок?
Повторяем полученный рассказ. На картинке нарисована рыжая кошка. Она играет с красным клубком.
Читаем стишок:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые!
В дальнейшем работу с картинкой можно усложнить, добавив вымышленных персонажей или додумать ситуацию. Например, ответить на вопрос, как котёнку удалось утащить бабушкин клубок. Куда он его закатил. Рассказать о том, как бабушка будет искать свой клубок.
При работе с картинками полезно проводить обобщающие упражнения.
-Кто изображён на картинке? Кто старше? Кто самый младший? Как назвать всех людей, изображённых на картинке – СЕМЬЯ.
Назови предметы, изображённые на этой картинке. Как их назвать одним словом? Какие из фруктов жёлтого цвета, какие красного, зелёного? Какие фрукты сладкие? Какие кислые?
Овощи
Назови предметы одним словом. Где растут овощи? Назови овощи красного цвета. Назови овощи зелёного цвета.
Полезно играть с детьми в игры на определение признаков предметов. Например, найди лишний предмет. Этот предмет должен отличаться от остальных или по своей групповой принадлежности, или по размеру, или по цвету.
С мячом можно проводить множество игр, которые будут выполнять различные дидактические задачи. Помните игру «Съедобное – несъедобное»? В ней водящий бросает мяч игроку и называет какой-либо предмет. Игрок должен поймать мяч, только если этот предмет съедобный (съесть его). Аналогично можно ловить мяч только когда звучит название животного, предмет мебели и т.д. Если ребёнок ещё плохо ловит мячик, то можно не кидать, а катить его по полу. Можно предложить поиграть в слова с мячом. Например, в слова-действия. Перебрасываясь мячом, вы должны будете называть слова, обозначающие действия. Игры с мячом хороши при отработке многих навыков, так как позволяют ускорять темп ответа.
Игра «Закончи предложение»
Мама сварила суп и…
Папа купил хлеб и…
В лесу растут грибы и…
Игра «Кто откуда»
Детям показывают 2 картинки, например, лес и море. А дальше называют животных, и предлагают определить, откуда они. Как вариант этой игры, детям предлагают картинку, на которой открыта маленькая часть изображения, например, лапка. Предлагается определить, что изображено на картинке.
Имитации.
Имитировать различные предметы и действия детям очень нравится. Можно предложить несколько вариантов подобных игр. Например, подарили нам подарки. Папе подарили бритву, покажи, как бреется. Маме подарили цветы. Покажи, как она их нюхает и ставит в вазу. Бабушке подарили торт. Бабушка разрезала его на кусочки, разложила на блюдца, разлила чай и угощает гостей. Все это должно сопровождаться показом действий.
Как вариант этой игры «догадайся, что показал». Взрослый показывает какой-нибудь предмет, животное, а ребёнок должен угадать.
Тематические прогулки
Любая прогулка может стать развивающей, если к ней подготовиться. Лучше проводить тематические прогулки. Например, ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ В ГОРОДЕ.
Прогуливаясь по улице, посмотрите, какие животные и птицы вам встретились. (Собака, кошка). Какого они цвета, размера? Как они разговаривают? (Собака – лает, кошка — мяукает) Что они любят кушать? Как называют их детёнышей? (У собаки – щенок, у кошки — котёнок). Расскажите, что собаки и кошки бывают домашними и бездомными. Вспомните какие-нибудь стихи про кошек и собак.
Кискино горе
Б. Заходер
Плачет Киска в коридоре.
У неё
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
Н. Тарасова
С точки зрения Кота –
Жизнь понятна и проста:
Вовкин папа существует,
Чтоб ходить Коту за рыбой,
Потому что сами рыбы
Прыгнуть в миску не смогли бы;
Мама — ну, для варианта —
С кем дремать под телевизор,
А пожарная команда –
Чтоб снимать Кота с карниза;
Кресло – чтобы драть обивку,
Шкаф – чтоб прятаться в него,
Только Вовка существует
Не понятно для чего.
Он, по мнению Кота,
Очень вреден для хвоста!
А у порядочных Котов,
Знаете, не сто хвостов!
Каких птиц вы увидели? Какого они цвета, размера? Какие звуки они произносят? (Голуби – воркуют, воробьи – чирикают, вороны – каркают) Чем они питаются? Где живут?
Магазины.
Посещая с ребёнком магазин, надо закрепить его новые знания вопросами:
В какой магазин мы пришли? Что тут продают? Как называется магазин, в котором можно купить — игрушки (игрушечный магазин) — продукты (продуктовый магазин) — хлеб, булочки (хлебный) и т.д. Кто работает в магазине? (Продавцы) Как называется место, где выставлены товары? (Прилавок, витрина.) Где в магазине расплачиваются за покупку? (В кассе.) Как называют всех, кто покупает товары? (Покупатели.)
Дома полезно провести ролевую игру в магазин. Разложите витрину, предложите малышу побыть продавцом и покупателем.
Ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры являются основным инструментом развития детей. В процессе развития игры ребёнок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. На 3 году жизни дети осваивают первые ролевые игры. Приведу несколько примеров:
Гости
К кукле приходят гости (игрушки). Кукла готовится к их приходу, сервирует стол, готовит угощенье. Гости приносят подарки. Потом все вместе пьют чай. Игра сопровождается соответствующими действиями.
Визит к врачу
Игра, в которой врачом может стать сам малыш. Он осматривает игрушки, которые пришли к нему на приём, лечит их.
Подводим итоги
-К трём годам словарный запас вашего ребёнка составляет более 1000 слов.
— Появляется фразовая речь. В предложении присутствуют существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения.
— Ребёнок постоянно задаёт вопросы и ищет на них ответы.
— Малыш научился распознавать количественные и качественные признаки, ориентироваться в пространстве.