Что такое фонетическая ритмика?

. Во время упражнений дети легко запоминают звуки, а значит, создается база для знакомства с буквами.

Маленький мальчик

Фонетическая ритмика

Фонетическая ритмика была разработана для развития произношения у слабослышащих детей. В настоящее время этой техникой широко пользуются логопеды, работающие с детьми, не имеющими отклонения слуха.

Эта технология позволяет активно развивать речевые навыки: правильное дыхание, силу голоса, темп речи и другие. Во время упражнений дети легко запоминают звуки, а значит, создается база для знакомства с буквами.  Занятия проводят в игровой форме, это стимулирует интерес ребенка. Дети, испытывающие трудности с произношением обычно напряжены, ритмика помогает им расслабиться, а значит, снять излишнее напряжение с голосового аппарата. Этот метод очень эффективен даже при работе с неговорящими детьми, с детьми, страдающими дислалией, с нарушением фонематического слуха.

Суть метода заключается в том, что произнесение или восприятие звуков сочетаются с двигательной активностью.

Работа над звуками

Занятия напоминают обычную гимнастику, сочетающуюся с произнесением звуков. Ребенок встает в исходное положение (И.п.), потом производит некие движения, сопровождая их определенным звуком.

Различают три вида Исходного положения:

1

Основное. Используется для всех звуков, исключая И, К, Л, Р.

Стоя, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены.

2

Для звуков И, К, Л.

Стоя, ноги вместе, руки согнуты на уровне плеч, локти подняты.

3

Для звука Р.

Стоя, руки вытянуты вперед на уровне груди.

Гласные звуки

Звук А

И. п. 1. Вдох, руки вверх, в стороны, одновременно протяжное произнесение А-А-А.

Звук О

И. п. 1. Вдох, разведение с напряжением рук в стороны. Одновременно протяжное произнесение О – О – О.

Звук У

И. п. 1. Вдох, движение с силой рук вперед, перед собой, с одновременным произнесением У – У – У.

Звук Ы

И. п. 1. На выдохе резко выбросить правую, затем левую руки вперед, в стороны, с одновременным произнесением «ты».

Звук Э

И. п. 1. Вдох, руки вперед, в стороны. Произносим долгое Э.

Звук И

И. п. 2. Вдох, долго, медленно поднимаем руки вверх, произнося И – И – И.

Согласные звуки, движения.

П. Выбрасывание с силой руки поочередно в стороны. Одновременное произнесение ПА.

Т. Резкие движения руками вниз с произнесением ТА.

К. Резко прижимаем локти к туловищу и произносим КА.

Б. Д. Наклон вперед, опускаем руки, расслабляемся и произносим БА или ДА.

Г. Запрокидываем голову назад и произносим ГА.

С. Поднимаем руки ко рту и опускаем их вниз, произнося С – С – С.

Ш. Поднимаем руки вверх, качаемся слегка отклоняя корпус в стороны и произносим Ш – Ш – Ш.

Ф. Подносим ко рту сжатые кулаки. Резко разжимаем руки и произносим Ф – Ф – Ф.

Х. Опускаем ладони на диафрагму, слегка наклоняем корпус вперед и медленно произносим: Х – Х – Х – а.

И. п. 3. Делаем кистями круги в воздухе и произносим З – З – З.

Ж. Руки двигаются словно волна. Произносим Ж – Ж – Ж.

В. Подносим раскрытые ладони ко рту, потом медленно отодвигаем в стороны поочередно. Произносим В – В – В.

Ц. Подносим ко рту ладонь, собранную в щепоть. Резко выпрямляем пальцы. Произносим Ц – Ц –С – С.

Ч. Резкий поворот кистей то правой, то левой рукой от себя с одновременным произнесением Ч. Произносим сильно, кратко.

М. Н. Зажимаем крылья носа ладонями, потом медленно отводим руки в стороны и произносим М – М – М или Н – Н – Н.

Л. Вращаем руки перед собой с одновременным произнесением Л – Л – Л.

Р. Имитируем вибрацию всем телом, произнося Р – Р – Р. Длительное произнесение звука.

Игра 

Не стоит выполнять сразу весь комплекс упражнений. На одном занятии отрабатываем один или несколько звуков, а затем переходим к играм, стимулирующим речевое дыхание, темп, выразительность речи.

Произнеси А как:

– плачущий ребенок;

– поющая девочка;

– испугавшийся малыш;

– когда просишь повторить, ты не услышал;

– когда тебе стало ясно.

Игра «Тихо – громко».

Игра на формирование силы голоса.

Игры-имитации.

Пианино. Ударяем по столу, подражая игре на пианино. «Играем» тихо и медленно. А – А – А.  А теперь громко и быстро: А – А – А. Высокие ноты – произносим с повышением голоса, низкие – с понижением.

Стук в дверь.

Сначала тихо и редко, потом громче и чаще, приговаривая: Так – так – так.

Упражнения на дыхание.

Вдыхаем через нос и произносим медленно на выдохе: С – Ш; Ш – С; С – Ш.

Тренируем удлиненный выдох. Произносим слоги с одной гласной и разными согласными: ма;

Ма – мо;

Ма – мо – му

Ма – мо  – му – ми.

 На эту же задачу работает счет от 1 до 10, числа которого произносят на одном выдохе.

Проговаривание текста с движениями.

Движения имитируют бросок мяча после каждой фразы:

Сказала тетя:

– Фи, футбол!

Сказала мама:

– Фу, футбол!

Сестра сказала:

– Ну, футбол!

А я ответил:

– Во! Футбол!

Метод фонетической ритмики помогает справиться с речевыми нарушениями детей дошкольного возраста. В легкой, занимательной форме ребенок научится различать фонемы, распознавать и воспроизводить структуру речи, интонацию, приобретет необходимые навыки для дальнейшего обучения чтению и письму.

0 0 голос
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии