
Фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика была разработана для развития произношения у слабослышащих детей. В настоящее время этой техникой широко пользуются логопеды, работающие с детьми, не имеющими отклонения слуха.
Эта технология позволяет активно развивать речевые навыки: правильное дыхание, силу голоса, темп речи и другие. Во время упражнений дети легко запоминают звуки, а значит, создается база для знакомства с буквами. Занятия проводят в игровой форме, это стимулирует интерес ребенка. Дети, испытывающие трудности с произношением обычно напряжены, ритмика помогает им расслабиться, а значит, снять излишнее напряжение с голосового аппарата. Этот метод очень эффективен даже при работе с неговорящими детьми, с детьми, страдающими дислалией, с нарушением фонематического слуха.
Суть метода заключается в том, что произнесение или восприятие звуков сочетаются с двигательной активностью.
Работа над звуками
Занятия напоминают обычную гимнастику, сочетающуюся с произнесением звуков. Ребенок встает в исходное положение (И.п.), потом производит некие движения, сопровождая их определенным звуком.
Различают три вида Исходного положения:
1
Основное. Используется для всех звуков, исключая И, К, Л, Р.
Стоя, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены.
2
Для звуков И, К, Л.
Стоя, ноги вместе, руки согнуты на уровне плеч, локти подняты.
3
Для звука Р.
Стоя, руки вытянуты вперед на уровне груди.
Гласные звуки
Звук А
И. п. 1. Вдох, руки вверх, в стороны, одновременно протяжное произнесение А-А-А.
Звук О
И. п. 1. Вдох, разведение с напряжением рук в стороны. Одновременно протяжное произнесение О – О – О.
Звук У
И. п. 1. Вдох, движение с силой рук вперед, перед собой, с одновременным произнесением У – У – У.
Звук Ы
И. п. 1. На выдохе резко выбросить правую, затем левую руки вперед, в стороны, с одновременным произнесением «ты».
Звук Э
И. п. 1. Вдох, руки вперед, в стороны. Произносим долгое Э.
Звук И
И. п. 2. Вдох, долго, медленно поднимаем руки вверх, произнося И – И – И.
Согласные звуки, движения.
П. Выбрасывание с силой руки поочередно в стороны. Одновременное произнесение ПА.
Т. Резкие движения руками вниз с произнесением ТА.
К. Резко прижимаем локти к туловищу и произносим КА.
Б. Д. Наклон вперед, опускаем руки, расслабляемся и произносим БА или ДА.
Г. Запрокидываем голову назад и произносим ГА.
С. Поднимаем руки ко рту и опускаем их вниз, произнося С – С – С.
Ш. Поднимаем руки вверх, качаемся слегка отклоняя корпус в стороны и произносим Ш – Ш – Ш.
Ф. Подносим ко рту сжатые кулаки. Резко разжимаем руки и произносим Ф – Ф – Ф.
Х. Опускаем ладони на диафрагму, слегка наклоняем корпус вперед и медленно произносим: Х – Х – Х – а.
И. п. 3. Делаем кистями круги в воздухе и произносим З – З – З.
Ж. Руки двигаются словно волна. Произносим Ж – Ж – Ж.
В. Подносим раскрытые ладони ко рту, потом медленно отодвигаем в стороны поочередно. Произносим В – В – В.
Ц. Подносим ко рту ладонь, собранную в щепоть. Резко выпрямляем пальцы. Произносим Ц – Ц –С – С.
Ч. Резкий поворот кистей то правой, то левой рукой от себя с одновременным произнесением Ч. Произносим сильно, кратко.
М. Н. Зажимаем крылья носа ладонями, потом медленно отводим руки в стороны и произносим М – М – М или Н – Н — Н.
Л. Вращаем руки перед собой с одновременным произнесением Л – Л – Л.
Р. Имитируем вибрацию всем телом, произнося Р – Р – Р. Длительное произнесение звука.
Игра
Не стоит выполнять сразу весь комплекс упражнений. На одном занятии отрабатываем один или несколько звуков, а затем переходим к играм, стимулирующим речевое дыхание, темп, выразительность речи.
Произнеси А как:
— плачущий ребенок;
— поющая девочка;
— испугавшийся малыш;
— когда просишь повторить, ты не услышал;
— когда тебе стало ясно.
Игра «Тихо – громко».
Игра на формирование силы голоса.
Игры-имитации.
Пианино. Ударяем по столу, подражая игре на пианино. «Играем» тихо и медленно. А – А – А. А теперь громко и быстро: А – А – А. Высокие ноты – произносим с повышением голоса, низкие – с понижением.
Стук в дверь.
Сначала тихо и редко, потом громче и чаще, приговаривая: Так – так – так.
Упражнения на дыхание.
Вдыхаем через нос и произносим медленно на выдохе: С – Ш; Ш – С; С – Ш.
Тренируем удлиненный выдох. Произносим слоги с одной гласной и разными согласными: ма;
Ма – мо;
Ма — мо – му
Ма – мо – му — ми.
На эту же задачу работает счет от 1 до 10, числа которого произносят на одном выдохе.
Проговаривание текста с движениями.
Движения имитируют бросок мяча после каждой фразы:
Сказала тетя:
— Фи, футбол!
Сказала мама:
— Фу, футбол!
Сестра сказала:
— Ну, футбол!
А я ответил:
— Во! Футбол!
Метод фонетической ритмики помогает справиться с речевыми нарушениями детей дошкольного возраста. В легкой, занимательной форме ребенок научится различать фонемы, распознавать и воспроизводить структуру речи, интонацию, приобретет необходимые навыки для дальнейшего обучения чтению и письму.