Зачем риторика современному ребенку?

Риторика, искусство красноречия, известна с древнейших времен. Древнегреческие школы софистов обучали ораторским навыкам, правилам построения художественной речи, обладающим силой убеждения.

Ритор

©

Почему красноречие становится настолько актуальным


Риторика, искусство красноречия, известна с древнейших времен. Древнегреческие школы софистов обучали ораторским навыкам, правилам построения художественной речи, обладающим силой убеждения. Один из основоположников ораторского искусства, Аристотель, говорил о риторике именно как таланте убеждения. Цицерон считал, что хороший оратор обязательно должен быть эрудированным. Он критиковал «пышные речи» – бессодержательные, пафосные выступления. Особые требования Цицерон выдвигал и к эмоциональности высказываний.
Первым русским изданием о таланте выступлений стала работа М. В. Ломоносова «Краткое руководство к риторике». Позже он напишет «Риторику», первую литературную хрестоматию, содержащую лучшие образцы отечественной словесности. Ломоносов выделил три части: непосредственно риторику как учение о красноречии; ораторию – правила создания прозаических текстов и поэзию – правила написания стихов. На основе труда Ломоносова в России появились учебные пособия по красноречию.
Отношение к риторике менялось, но всегда были востребованы красноречие и умение убеждать. И если ранее ораторскими навыками обладали избранные, то в наше время умение выстраивать речевые коммуникации – основной залог успеха. Множество изданий, всевозможные курсы, речевые тренинги иллюстрируют новые требования к риторике. Акцент смещается в сторону психологического воздействия на слушателя-читателя. Вне зависимости от формы речи (устной, письменной), главным стало восприятие, удержание внимания, побуждение к действию.
С некоторых пор термин «софизм» стал носить негативный смысл. Его трактуют как уловку, ложные рассуждения, выдаваемые за истину. Современные софисты породили новые термины: фейк ньюс, постправда.

Умение убеждать, выстраивать диалоги проникло во все сферы нашей жизни. А это значит, что современное развитие ребенка невозможно без освоения основ риторики. Не случайно так много развивающих центров предлагают услуги речевого обучения. В программу входят упражнения на комплексное развитие речи и отработка навыков публичных выступлений.
Из чего сегодня складывается речевое искусство? Разумеется, первое требование – хорошо развитая речь. Это и большой словарный запас, и красочность, и содержательность. Помните критику Цицерона? Оратор убеждает не только текстом, но и мимикой, жестами, интонацией – всем, что выражает эмоциональное подключение. Наше время – время самовыражения, поэтому большинство любит говорить, а не слушать. Как же заставить не просто слушать, но и слышать? Существуют множество отработанных техник, различных приемов – эффективных и не очень. Но в основе любой техники – ориентирование на слушателя (читателя). А это означает, что хороший оратор еще и психолог.
Можно ли научить всем аспектам риторики за несколько платных занятий? Не думаю, необходима система. Развитие речи начинается с момента рождения. Словарный запас ребенка к трем годам должен составлять 700-1000 слов. К шести годам это уже 3500 слов. К этому возрасту малыш уже употребляет образные слова, устойчивые выражения. У него формируются основы словообразования, грамматического строя речи.

О содержательности речи

Одно из главных требований риторики является содержательность выступлений, текста. Цицерон критиковал «пышные» речи своих современников, которые в погоне за красивыми образами уходили от смысла. Нашим современникам хорошо знакомы официоз, излишний пафос, перегруженность, да и просто пустота, отсутствие смысла. Часто за «пышными» речами скрывают именно отсутствие смысла. В наш век обилия информации, каждый сталкивался с засильем «мусорного» контента, с пустыми, бессодержательными текстами. Будущее за теми, кто разработает механизм фильтрации именно от такого контента. Но как научить ребенка содержательной речи?

Для начала ответим на вопрос – а что такое содержательная речь? Это речь, которая несет новую, нужную информацию, новый взгляд на актуальную проблему. Это костяк смысла, главное, чем нельзя жертвовать ради формы, если хотите быть услышанным. Но как научиться искать смыслы, делать собственные умозаключения, интересные другим? Здесь мы подходим к близости риторики и логики.
Во время моего обучения в педагогические институты после 40-летнего перерыва вернули изучение логики. Основа логики – цепочка: понятия, суждения, умозаключения. Понятия формируют кругозор ребенка. Для того, чтобы ребенок умел логически мыслить и выстраивать содержательную речь, а речь это отражение мыслительных процессов, необходимо расширять кругозор ребенка, эрудицию. Новые понятия входят в нашу жизнь из множества источников. Систематическое чтение, современные технологии значительно расширяют круг наших знаний. Вопрос лишь в качестве «загружаемого контента».
Суждения – умение пользоваться багажом понятий. Это проявления мысли, нейронный импульс, который возникает между двумя вспышками – образами. Для его возникновения нужно достаточный уровень развития мышления, уровень владения мыслительными операциями: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции.
Вспоминается спор с учеными – математиками на какой-то профессиональной платформе. Они поместили ссылку на мою статью, где я критиковала засилье псевдологических задач для начальной школы. Родители справедливо описывают образование шуточной формулировкой задачи: «Летели 2 верблюда. Один рыжий, другой налево. Сколько весит асфальт, если ежику 3 года». Ученые, защищая одну такую задачу, предлагали решать ее методами высшей математики! В первом классе! Они активно защищали «креатив» «летящих верблюдов», но переубедить меня не смогли. Креативность только тогда имеет смысл, когда освоены основные мыслительные операции, когда человек способен выстраивать логические цепочки от понятия к суждению, от суждения к умозаключению (обобщению). В противном случае креатив превращается в бред, разрушающий функционал мозга.

Понимая основы логики, легко смоделировать различные игры-задачи. Каждый предмет (понятие) обладает определенными характеристиками. Полезно проводить разделение или обобщение по этим характеристикам. Например, найди лишний предмет (по цвету, форме, функционалу). Назови предметы одним словом.
Продолжи фразу: «Голубь летит, а заяц…». Игры с мячом по принципу «Съедобное – несъедобное». Только задания варьируются. Например, «Шерсть – перья», когда ребенок ловит мяч, услышав название животного, покрытого шерстью. Эти игры хороши еще и тем, что позволяют переставить акцент значимости у одних и тех же понятий.
Игра, которую я назвала «Конспект», позволяет вычленять главное из текста. Надо пересказать сказку или рассказ одним предложением. Это условие очень важно, т.к. сжимает, концентрирует смысл. Читаем ребенку сказку – рассказ и предлагаем сказать, о чем он. Например, сказка «Репка» о том, как семья деда убирала урожай репы. Рассказ Носова «Мишкина каша» о том, как Мишка варил кашу и т.д.
Есть и другой вариант, когда по одной фразе предлагаете узнать сказку или рассказ.
В построении текста очень важна структура, «скелет». Для обучения композиции важно умение формулировать вопросы и ответы на них. Превратитесь в «родителя-почемучку». Чаще задавайте ребенку вопрос: «Как ты думаешь, почему (зачем)?»
Играем в журналистов. Папа уехал на рыбалку? Замечательно. Готовим папе список вопросов для интервью, в котором он расскажет о рыбалке.

Образность речи

Какие средства мы используем для передачи эмоций? Как вызвать отклик у читателя-слушателя? Авторы, пишущие художественные тексты, хорошо знают о роли образности, приемах, позволяющих читателям погрузиться в текст.

Сравните три текста:
«Пришла весна. Таял снег в полях. Повсюду текли ручьи, сливаясь в реки».
«Пришла весна. Снег потемнел, сугробы осели. Повсюду звонко журчали ручьи, сливаясь в шумные реки».
«Запела, зазвенела сотнями колокольчиков весна. Потемнели нахохлившиеся, осевшие сугробы. Освобожденные от морозных оков ручейки оглашали округу веселым смехом, стекая в деловито шумящие реки».
Первый текст – сухой, информационный. Его трудно визуализировать, то есть, увидеть и услышать. Во втором варианте «осевшие сугробы» уже несут эмоциональную оценку. Текст уже «виден и слышим», но, увы, перегружен штампами. Третий вариант претендует на художественность. Весна, ручейки, реки оживают, наполняются зримыми образами.
Метафоры, образы вовлекают в речевое сотворчество читателя (слушателя), создавая картину в его воображении.

Я писала ранее, что словарный запас ребенка к 6-7 годам составляет 3,5 тысячи слов. В его речи появляются образы, устойчивые выражения. Этот процесс тесно связан с такими мыслительными операциями, как сравнение, обобщение, абстракция.
Можно ли «стимулировать» образность? Как научить ребенка видеть и слышать образы?
Развивайте наблюдательность. Описывайте вместе с ребенком наблюдаемые картины. Слушайте музыку, звуки природы. Хорошо, если ребенок увлечется занятиями музыки. Это не только улучшит восприятие, но сформирует выразительность речи.

С раннего возраста обращайте внимание малыша на слова-характеристики. Играйте в игру: «Какой?» Подбирайте признаки к предмету. Диван какой? Желтый, мягкий, удобный, уютный, складывающийся.
Игра «Найди предмет». Называете признаки предмета, а ребенок должен определить сам предмет: «Зеленая, шелковая, блестящая, прохладная, висящая» (штора).
Старайтесь словами описывать звуки. «Как ты думаешь, что это шумит, свистит, звенит, поет?»
Развивайте физический и фонематический слух. В ранних статьях я описывала упражнения, которые помогут в этом процессе.
Подбираем метафору. Игра «На что похоже?» Старайтесь сравнивать как можно больше предметов, звуков. Как вариант «Дорисуй предмет», это когда всевозможные кляксы и «каляки» дорисовывают до понятного образа.
Читайте детям стихи и качественную прозу. Обращайте внимание на авторские метафоры.
«Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой…» (С. Есенин)
Формулируйте вопросы-образы:
– На кого похожа береза в этом стихотворении? (Похожа на девушку, укутанную в серебристую шубку)
– Какими увидел ветки поэт? Почему? Про кого еще говорят «пушистый»?
– Похож ли снег на ветках на бахрому бабушкиного платка?

Следите за собственной речью, включайте в нее понятные образы.

Выразительность речи

Любой, даже самый талантливый текст, не будет услышан из уст плохого чтеца. Ораторское искусство, в первую очередь, талант ясной, выразительной речи. Для оратора важно правильное произношение, проблемами которого занимается логопедия.
Речевой аппарат состоит из группы органов, участвующих в этом процессе. Это ЦНС (центральная нервная система – головной и спинной мозг), органы дыхания, горло, гортань, полость рта и носовые полости. Разделяют два отделения: центральный (ЦНС) и периферический, исполнительный – все остальные органы.
Основа любой речи – дыхание. Мы произносим звуки только на выдохе, поэтому недостаточный объем выдоха препятствует правильному построению смысловых выражений, текста.
Профессиональный логопед начинает свою работу с проверки и тренировки слуха и дыхания. Существуют специальные упражнения на дыхание, например, на формирование выдоха. Полезно надувать шарики, дуть на одуванчики, сдувать легкие предметы – перышки, кусочки бумаги.
Ветерок. На карандаш прикрепляются полоски тонкой бумаги. Задача подуть так, чтобы полоски поднялись.
Метелица. Скатываются шарики из бумаги. Ребенок сдувает их с поверхности стола.
Упражнения на формирование дополнительного выдоха.
Лифт. Делаем глубокий вдох и начинаем «подниматься на лифте, считая этажи». Каждый этаж – один небольшой выдох. Не вдыхать.
Свечка. Задуваем свечи маленькими выдохами.
Подробнее можно прочесть в моей статье о формировании правильного дыхания.
Но даже хорошо развитый речевой аппарат нуждается в специальных упражнениях для голоса. Формирование голоса довольно сложный процесс, но вполне достижимый. Существуют практики на развитие резонанса, формирующего тембр. Главное условие – мышечная свобода, поэтому хорошо упражняться в расслаблении мышц. Можно пользоваться различными методиками для общего расслабления.
Для расслабления фонационных путей профессиональные дикторы «стонут».
Для правильного «стона» надо сесть прямо, не опираясь на спинку стула, максимально расслабить мышцы шеи, лица, рук, голову чуть наклонить и стонать как при зубной боли. Затем начинайте медленные наклоны головы, продолжая стонать. Губы слегка сомкнуты, рот закрыт. Теперь медленно опустите нижнюю челюсть, произнося: «ма».
Стон продолжайте, сочетая сонорные согласные с гласными. Сонорные – самые звонкие согласные: м, р, л, н.
Ма-мы-му-ми
Ра-ры-ро-ри
Произносите протяжно, в стоне.

Самым действенным инструментом формирования дикции являются скороговорки.
Существуют специальные подборки для правильного произношения определенных звуков, сочетаний, на отработку ритмического ударения.
У Кондрата куртка коротковата.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Около колодца кольцо не найдется.
Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

Практикуйте произношение скороговорок как можно чаще, подбирая собственный список, исходя из индивидуальных орфоэпических особенностей.

Талантливый оратор всегда актер. Его речь настолько выразительна, что способна держать внимание слушателей. Можно ли научиться такой технике выразительности?

Вслушайтесь в речь профессионального рассказчика. Голос во время чтения «играет свою мелодию», понижая и повышая тон, делая паузы разной длительности, выделяет главные слова. Логические и эмоциональные акценты улучшают восприятие. А есть еще такие инструменты как темп, громкость, сила голоса.
Задача выразительности – передать заложенный автором смысл, чувства. Из школьного курса мы помним, что предложения (фразы, законченные мысли) бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. Учим ребенка распознавать различные по окраске фразы и произносить правильно.
Игра «Задай вопрос». Стимулируйте ребенка на формулирование всевозможных вопросов.

Миша ходит в детский сад?
Лена занимается плаванием?
Что растет на грядке?
Земля – планета Солнечной системы?

Произносим с разной интонацией, отслеживая изменение смысла.
– Катя идет в школу.
Говорите ребенку, что это просто факт, сообщение о Кате, которая идет в школу.
– Катя идет в школу?
Следите за изменением интонации на вопросительную.
Катя идет в школу!
В восклицании важно передать сильную эмоцию.
Каждый раз спрашиваете, кто и когда мог это произнести, зачем это сказано (сообщить, задать вопрос, передать радость, удивление).

– В ноябре выпал снег.
– В ноябре выпал снег?
– В ноябре выпал снег!

Важно знать.

Слова в предложении пишутся раздельно, а произносятся слитно. Паузы на письме обозначают знаками препинания. Паузы различны по долготе. В конце фразы они длиннее, чем в середине предложения. Чем больше части связаны по смыслу, тем короче пауза между ними.

Поработать над ритмом текста можно с помощью игры в барабанщики. Отмечаем ударом паузы, рассказывая (слушая) текст. Два удара – долгая пауза, один – короткая.
Посадил дед репку.//
Выросла репка большая – пребольшая.//
Пошел дед дергать репку. //
Тянет – потянет, / вытянуть не может. //
Позвал дед бабку. //
Бабка за дедку, /, дедка за репку, / тянут – потянут, / вытянуть не могут. //

Главное слово. Главное по смыслу слово мы выделяем смысловым ударением. Для этого существуют определенные приемы: замедление темпа, повышение или понижение тона, иногда обособляем паузами.
Изменение логического ударения меняет смысл предложения.
На поляне росла высокая СОСНА.
На поляне росла высокая СОСНА?
На поляне росла ВЫСОКАЯ сосна?
Наблюдайте с ребенком за изменением смысла и способом его передачи с помощью логического ударения.
Выразительность чтения всегда зависит от понимания текста. Перед декламацией обязательно убедитесь, что ребенку понятен как основной смысл, так и отдельные слова и словосочетания.
Помню, в первом классе никак не могла запомнить стихотворение Пушкина, заданное нам для заучивания.
«Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга».
Для городской девочки картина затопленного луга не знакома. Кроме того, я совершенно не понимала слова «вешние», «окрестные».

Для тестирования понимания составьте вопросы по тексту, попросите передать основной смысл, как всего произведения, так и отдельных фрагментов.

Учимся слышать

Мы подошли к самой главной части любого публичного выступления. Талант рассказчика не гарантирует внимания слушателей, зрителей, читателей. Общество быстро меняется, в век информационных технологий все меньше места остается монологу, если этот монолог не решает проблем потребителя. Сейчас легко говорить, но трудно быть услышанным. Существует множество площадок, заинтересованных в популярном контенте, где любой имеет возможность для самореализации. Эгоцентричный оратор не имеет шансов на успех.
Главная проблема в том, что детское мышление эгоцентрично по своей сути. Швейцарский психолог Жан Пиаже доказал, что мышление ребенка иное, чем мышление взрослого. Эгоцентризм свойственен его природе. Он проявляется в неразрывности представлений о собственной личности и мире. Малыш воспринимает себя центром мироздания. «Солнце идет за мной. Лес для того, чтобы я там гулял». Ребенку физиологически трудно представить, что существует иная точка зрения, иной взгляд.
Показателен пример, когда ребенку предлагают назвать предметы, расположенные перед ним на крутящейся горке. Малыш видит только одну часть горы. Напротив сажают игрушку, которая «смотрит» на другую часть, на другие предметы. В ответ на вопрос, что видит игрушка, ребенок называет видимые им сейчас предметы. Поворачивают горку и ответ повторяется.
Эгоцентричное восприятие осложняет развитие эмпатии – сочувствия, сопереживания. А это, в свою очередь, препятствует коммуникациям. Как помочь ребенку осознать, почувствовать другого человека, увидеть мир иными глазами?
Доминирующее место в этом процессе занимает чтение художественных книг, просмотр фильмов, спектаклей с обсуждением. Старайтесь чаще спрашивать о переживаниях героев:
– Как ты думаешь, что чувствовала Золушка, когда ее не взяли на бал?
– Почему плакала Аленушка?
Ролевые игры, театральные постановки способны погрузить малыша в иной образ, поэтому они так значимы для развития детей. Хорошо, если в этот процесс вовлечены все члены семьи, друзья ребенка. Можно самим сочинить сценарий, продумать костюмы. Режиссер, сценарист, костюмер, продюсер – достойные роли новой игры.
Полезно придумывать истории, сказки, стихи, «очеловечивая» животных, игрушки, неодушевленный мир.

Существует художественный прием, когда одно событие предстает глазами разных героев. Хорошо поиграть в такое преображение сюжета – пересказать знакомую историю или сочинить новый рассказ.
Фрагмент «Репки» в новой интерпретации:

Рассказ деда.

«По весне я решил вырастить репку. Купил на рынке семена, выслушал советы продавца. Все лето ухаживал за репкой – поливал, пропалывал. К осени вырос огромный овощ. Тянул-тянул, не идет. Я уже и подкапывал, и водой поливал – никак! Пришлось звать бабку. А бабка моя глуховата, еле дождался. Наконец оторвалась от кастрюль, пришла на огород. Взялся я за репку, а бабка за меня уцепилась. Тянем вместе. Что такое, не поддается злосчастный овощ. Пришлось звать внучку. Прибежала скоро, ноги-то молодые. Я за репку, бабка за меня, внучка за бабку – ни с места. Ну и что тут сделаешь? Внучка предложила позвать собачку нашу, Жучку. Зацепилась Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за меня, а я уж за репку, репка даже не шелохнулась. Хотел уже домой идти, а тут кошка наша прибежала. Кошка Жучку недолюбливает, но ради общего дела они забыли ссоры. Но и кошка не помогла. Совсем уже было отчаялись, а тут мышка по огороду пробирается. Увидела нашу чехарду да на хвосте у кошки повисла. Кошка от такой мышиной смелости уцепилась за Жучку, Жучка внучку за юбку дергает, мол, посмотри, какие мыши пошли. Внучка бабку тормошит, а та меня. А я за репку держался. Чувствую – пошла наша репка. Тянем, тянем, вот уже и хвостик. Вытянули репку!»
Задача рассказать эту сказку от лица бабки, внучки, Жучки, кошки и мышки.
Самостоятельные занятия риторикой хорошо сочетать с публичными выступлениями ребенка. Запишите его в творческий кружок, участвуйте в мероприятиях детских учреждений, устраивайте домашние концерты. Можно организовать видеозапись и просматривать семьей.

Занятия риторикой не просто развивают речь, учат коммуникациям, но и прививают актуальные навыки, воспитывают эмпатию.

5 3 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x